Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Влияние налогового администрирования на уровень собираемости налогов

Страница 2

Согласно данным, приведенным ФНС России, средний уровень собираемости налоговых доходов в федеральный бюджет в течение 2001 - 2002 г. составлял 90%, в 2003г - 95,4%. За последние четыре года данный показатель повысился до 96 - 98%.

В России, то под уровнем собираемости понимают отношение фактических налоговых поступлений к максимальной сумме налоговых поступлений, складывающейся из фактических налоговых поступлений, а также совокупной задолженности по налоговым платежам.

Величина собранных налогов выступает показателем не только эффективности проводимых в стране налоговых реформ, но и состояния налоговой системы, а также результативности функционирования системы налогового администрирования на заданный период времени.

Принято считать, что чем выше собираемость налогов, тем лучше выполняет свои функции налоговая система страны.

Меры, направленные на повышение собираемости налогов, способствуют укреплению бюджетной и налоговой систем. Поэтому правомерно отождествлять собираемость налогов с безопасностью бюджетной и налоговой систем.

Под полной собираемостью налогов и сборов понимается достоверность всей налогооблагаемой базы по всем налогоплательщикам и налоговых ставок по всем предусмотренным законодательством видам налогов. Несмотря на четко фиксированные в налоговом законодательстве налоговые ставки, в отличие от налогооблагаемой базы существуют "законные" методы ухода от уплаты налогов, которые не относятся к уменьшению собираемости налогов и не улавливаются как явное уклонение. Это касается и налоговых льгот.

Невозможно дать четкое определение величины максимально целесообразного объема собираемых налогов. Однако установить ее гораздо проще, чем верхний предельный уровень собираемости налогов. С одной стороны, максимально целесообразная величина собираемых налогов может быть принята равной сумме реального объема и его прироста. С другой стороны, необходимо, чтобы указанная величина не угнетала и не притесняла производителей товаров и услуг. При таком подходе в качестве базы, по отношению к которой устанавливается уровень собираемости налогов в стране или в регионе, принимается определенная доля валового внутреннего (ВВП) или валового регионального продукта (ВРП). Не угнетающая, максимальная величина сбора налогов, исходя из мировой практики, должна составлять 40%. В нашей стране необходимо дифференцировать данный предельный уровень по регионам в доле ВРП исходя из состояния регионального бюджета. Кроме того, требуется в доле ВВП (ВРП) установить максимальную (максимально целесообразную) величину собранных налогов по их основным видам, а также группам налогоплательщиков.

Величина реально собираемых налогов, поступающих в бюджеты различных уровней, устанавливается на основании налоговой и финансовой отчетности и обладает высоким уровнем достоверности. Помимо отчетностей необходимо учесть возврат незаконно взысканных налогов, а также дополнительное поступление ранее недополученных налогов, штрафов и пени.

Определение величины потенциально возможного сбора налогов вызывает большие трудности. В российской практике до сих пор нет единой методики ее расчета. Наибольший интерес представляют следующие способы оценки величины потенциально возможного объема собираемых налогов:

. Принятие потенциально возможного уровня поступления налогов в бюджеты всех уровней равным по величине, заложенной в проект бюджетов на очередной год, которая определена на основе прогноза с учетом наблюдавшихся в прошлые годы объемов поступлений.

. Установление потенциально возможного объема сбора налогов путем суммирования расчетных величин по каждому из видов налогов, предполагая полное внесение налогов по установленным Налоговым кодексом РФ ставкам и полный учет налогооблагаемой базы исходя из расчетов и экспертных оценок.

. Принятие потенциально возможного объема сбора налогов за рассматриваемый период равным предельной величине целесообразного объема налоговых изъятий, определяемого в соответствии с предложенным или иными подходами.

Первый способ применяется в практике оценки уровня собираемости налогов Министерством финансов Российской Федерации. Это самый простой способ, при котором уровень собираемости налогов по существу отождествляется с показателем выполнения плана по доходной части бюджета. Минусом такого подхода является завышение оценки уровня собираемости налогов, также основные источники недополучения бюджетом законных налоговых платежей не учитываются вообще.

Второй способ опирается на определение потенциально возможного объема налоговых поступлений в соответствии с законодательно установленной базой налогообложения, налоговыми ставками и льготами. Он может быть использован в упрощенной форме, проявляющейся в определении потенциального сбора налогов посредством суммирования закрепленных налоговым законодательством сборов по отдельным видам налогов без учета их дифференциации по категориям налогоплательщиков.

Страницы: 1 2 3