Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Налоговый механизм в современных условиях

Страница 2

В России, по опыту зарубежных стран, были введены прогрессивные налоги с дифференциацией от 12 до 30%. С 1 января 2001 г. согласно Налоговому кодексу РФ введена пропорциональная система налогообложения с единой для основной части доходов в размере 13%. Исключения составляют ограниченный круг доходов, таких как выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, стоимость выигрышей и призов, страховые выплаты по договорам добровольного страхования, дивиденды от российских организаций, получаемые физическими лицами - налоговыми резидентами РФ, доходы, получаемые физическими лицами - нерезидентами РФ и др.

При выборе конкретной системы подоходного налогообложения в переходный период следует руководствоваться не только фискальными целями, но и учитывать возможности налоговой администрации. Естественно, что вновь созданные налоговые органы не могли обеспечить должный контроль за поступлением в бюджет всех налогов. В тот период было возможно установить единую ставку подоходного налога для того, чтобы освободить налоговых работников от рутинной и трудоемкой работы по контролю уплаты подоходного налога. В нынешних же условиях, когда сформирована работоспособная налоговая администрация, оснащенная компьютерными системами связи, имеющая солидную базу по налогоплательщикам, вполне можно было обосновать и внедрить в налоговую практику систему подоходного налогообложения на основе прогрессивных ставок. Естественно, что максимальная ставка должна быть при этом установлена в разумных пределах - 25 - 30%.

При введении налога на доходы граждан в условиях переходной экономики большое значение имеет обоснование величины необлагаемого минимум». К сожалению, необлагаемый налогом доход в начале 90-х гг. был приведен к так называемой величине минимальной заработной платы, которая не отражает реального содержания показателя заработной платы. Соответственно, этот вычет превратился в формальность, искажает экономическое содержание необлагаемого минимума. Думается, что в условиях выхода из экономического кризиса необходимо обеспечить достижение нормального уровня необлагаемого дохода, увязанного с уровнем прожиточного минимума граждан.

Для экономики переходного периода особое значение имеет формирование соответствующей налоговой службы. Как подчеркивает В. Танзи: «Реформа и создание налоговой системы рыночного типа останется всего лишь мечтой, если налоговый аппарат не будет перестроен коренным образом». В российских условиях становление налоговой службы проходило в сложных условиях отсутствия опыта работы с налогоплательщиками. В первые годы не было стройной системы подготовки кадров, многих работников вновь созданной службы пришлось обучать по ходу осуществления налоговых реформ. Все это не могло не отразиться на качестве работы, многие нормативные документы входили в противоречие с действующим законодательством. Отдельные налогоплательщики могли подвергаться многочисленным, не всегда оправданным проверкам. Все это создавало противоречия во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Новый этап в формировании эффективно работающей налоговой службы связан с созданием Налогового кодекса РФ, который законодательно и однозначно определил механизм взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Несомненно, это будет способствовать повышению собираемости налогов, укреплению налоговой дисциплины, сокращению расходов на налоговое администрирование. Определенные шаги сделаны и по совершенствованию подготовки кадров для налоговых органов и повышению их квалификации.

Вывод

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Страницы: 1 2 3