Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Правовые основы государственного кредита

Страница 3

В то же время ряд аспектов организации и планирования публичного заимствования носит финансово-правовой характер.

Управление публичным долгом охватывает собой следующие мероприятия:

а) регистрация публичных долговых обязательств и осуществление их учета;

б) установление предельных объемов расходов на обслуживание государственного долга субъекта Федерации или муниципального долга;

в) планирование в бюджете денежных ресурсов, предназначенных для погашения публичного долга.

Это достигается посредством включения в расходную часть бюджета денежных сумм, необходимых для исполнения долговых обязательств публичного образования. В связи с этим Бюджетный кодекс устанавливает, что все расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного и муниципального долга. Погашение основной суммы долга, возникающего из государственных и муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема этих источников.

Государственное кредитование.

Вторым видом публичного кредита выступает государственное и муниципальное кредитование (публичное кредитование).

В отличие от публичного заимствования, где публичное образование выступает заемщиком, в процессе кредитования оно выступает заимодавцем. Иначе говоря, если в процессе осуществления заимствования публичное образование берет деньги взаймы, то в процессе публичного кредитования оно их дает взаймы.

С экономической точки зрения публичное кредитование - это кредитное отношение, в котором публичный субъект выступает в качестве кредитора.

С правовой точки зрения публичное кредитование - это договор займа, в котором публичный субъект выступает в качестве заимодавца.

Кредитование, в котором Российская Федерация или субъект РФ выступает в качестве кредитора (заимодавца), является государственным кредитованием. Как вид финансовой деятельности государства, государственное кредитование представляет собой деятельность государства, выступающего в целом или в виде отдельных своих субъектов, по предоставлению кредитов. Кредитование, при котором в качестве кредитора выступает муниципальное образование, можно охарактеризовать как муниципальное кредитование.

Финансово-правовые аспекты бюджетного кредитования:

) Установление порядка предоставления бюджетного кредита;

) Планирование предоставления бюджетного кредита;

) Ведение учета обязательств, возникших в результате бюджетного кредитования, а также осуществлением контроля за их исполнением;

) Применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение заемщиком сроков возврата кредита.

Обобщая сказанное по поводу публичного кредита в целом, можно сделать следующие выводы.

Отношения публичного кредита (т.е. отношения публичного заимствования и отношения публичного кредитования) подразделяются на:

а) имущественные (материальные) отношения публичного кредита, которые опосредуют экономическое кредитное отношение;

б) неимущественные (организационные) отношения публичного кредита, которые опосредуют отношения, возникающие в процессе организации и планирования публичного кредита и осуществления финансового контроля за целевым использованием средств кредита и обеспеченностью его возврата.

Как правовой институт публичный кредит представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих кредитные отношения, а также связанные с ними организационные отношения, возникающие в процессе формирования и распределения бюджетов.

Этот институт является комплексным правовым институтом, который включает нормы гражданского, международного, административного и финансового права.

Нормы гражданского и международного права регулируют осуществление публичного кредита. Нормы административного и финансового права регулируют организацию публичного кредита. Следует подчеркнуть, что правовое лицо публичного кредита определяют нормы гражданского и международного права. Нормы финансового права в осуществлении публичного кредита играют вспомогательную роль. В силу этого как правовое образование публичный кредит является комплексным институтом, включая нормы гражданского, международного, административного права. Поэтому институтом исключительно финансового права он быть не может.

Как финансово-правовой институт публичный кредит представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и планирования публичного кредита.

Традиционно считается, что правовое регулирование публичного кредита представляет собой самостоятельный институт финансового права.

Однако, во-первых, будучи комплексным, данный правовой институт не может быть принадлежностью только финансового права. Во-вторых, публичный кредит используется как метод формирования и распределения такого фонда денежных средств, как бюджет. Так, при размещении публичных займов реализуется такой метод бюджетной деятельности, как формирование соответствующего бюджета, при предоставлении бюджетных кредитов - распределение бюджета. В силу этого публичный кредит является институтом бюджетного права, рассматриваемого в его широком значении, т.е. как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования бюджетов. Это означает, что отношения публичного кредита представляют собой разновидность бюджетных отношений.

Страницы: 1 2 3 4