Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации

Страница 6

В группу норм, устанавливающих бюджетную компетенцию, включаются, главным образом, нормы порождающие правотворческую деятельность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области бюджета. В частности, ст. 7 БК РФ устанавливает полномочия Российской Федерации на составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, на установление основ бюджетной классификации и общего порядка ее применения и т.д. В группу норм, регулирующих порядок осуществления бюджетных расходов, включаются нормы, регулирующие выделение бюджетных средств в рамках существующих расходных и бюджетных обязательств.

В группу норм, регулирующих межбюджетные отношения, включатся нормы, устанавливающие межбюджетные трансферты, а также нормы, определяющие порядок разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

В группу норм, регулирующих бюджетный процесс, в качестве основах включаются отношения между различными субъектами бюджет-эго права по поводу:

а) составления проектов бюджетов и правовых актов о бюджетах;

б) рассмотрения и утверждения проектов бюджетов правовых актов о бюджетах;

в) исполнения бюджетов и правовых актов о бюджетах;

г) подготовки и утверждения отчета об исполнении бюджета и правового акта о бюджете.

К группе норм, устанавливающих бюджетно-правовую ответственность, относятся нормы ст. 290 и 291 БК РФ.

Составной частью всех названных отношений являются бюджетно-контрольные отношения. Они имеют место на различных стадиях бюджетного процесса, возникают по поводу различных вопросов бюджетной деятельности, и их участниками являются самые различные органы, указанные в ст. 265-272 БК РФ. Бюджетное право может быть рассмотрено и с точки зрения права государственной или муниципальной собственности. Как известно, бюджеты всех уровней бюджетной системы являются собственностью Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.

Право владения средствами федерального бюджета принадлежит Российской Федерации в лице Федерального казначейства, которое имеет единый счет федерального бюджета в Банке России. Правомочие пользования бюджетными средствами со стороны Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется через расходование этих средств. Последнее обусловлено тем, что полезные свойства денег проявляются только посредством реализации их функции (платежа, обращения). Расходование бюджетных средств осуществляется в рамках бюджетных обязательств. Право распоряжения бюджетными средствами со стороны Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований неотделимо от права пользования и осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. Названные субъекты выражают свою волю на отчуждение бюджетных средств в законе (решении) о бюджете на предстоящий финансовый год.

Отношения, составляющие предмет бюджетного права, урегулированы правовыми нормами, содержащимися в различных источниках. Прежде всего источником бюджетного права является Конституция РФ. Она определяет основные начала деятельности государственных органов в бюджетной сфере и, таким образом, содержит концентрированное нормативное выражение бюджетно-правовых начал. В ст. 104 Конституции РФ установлена обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; в ст. 106 - обязательность рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджета; в ч. 1 ст. 114 закреплена обязанность Правительства РФ разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет, а также отчет о его исполнении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7