Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Проблемы

Страница 1

Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

Таким образом, проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечение системы государственного финансового контроля в России.

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;

организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;

законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;

отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;

органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;

отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

Необходимо определить основные направления государственной политики в сфере финансового контроля, проблемы взаимодействия различных ветвей власти в данной области, принципы их взаимодействия и координации, обсудить пробелы и недостатки действующего законодательства в области финансового контроля и сформулировать предложения по его совершенствованию.

Вопрос о необходимости принятия Федерального закона "О финансовом контроле в Российской Федерации" поднимался неоднократно. На современном этапе единая система государственного контроля не сформирована. Необходимо разграничение внутреннего, внутриведомственного контроля и внешнего независимого финансового контроля. Внешний финансовый контроль - это Счетная палата, внутренний - это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах. И самое главное, необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты.

Одной из самых важных проблем является уровень финансовых и административных злоупотреблений в секторе системы управления и контроля на местном уровне. Это можно объяснить тем, что Федеральный закон о местном самоуправлении относительно новый. И, конечно, слаба система организации финансового контроля. Поэтому достаточно много злоупотреблений именно на местном уровне. И в этой связи сегодня нужно ставить вопрос о необходимости создания действительно вертикали финансового контроля: федеральный центр, региональный уровень и муниципальный. Она постепенно вырисовывается - у нас есть Счетная палата России, контрольно-счетные органы (КСО) во всех субъектах федерации. Если в 2000 году они существовали только в 28 субъектах федерации, то сейчас КСО появились во всех субъектах, с разным статусом, но три четверти из них имеет юридическое лицо и действуют на основании своего закона. Региональные счетные палаты объединены в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации. Здесь проводятся совместные проверки, обучение кадров. В более, чем 2800 муниципальных образованиях также существуют КСО. На данный момент нет такой задачи создавать КСО в каждом муниципалитете. Поэтому сегодня в 22 субъектах федерации созданы так называемые объединения. Их возглавляет региональная Счетная палата, которая осуществляет контроль за расходованием муниципальных средств. Надо отметить, что 40% бюджетных средств - в муниципалитетах, при этом там больше всего проблем: жилье, дороги, пенсии. Это то, чем занимаются региональные КСО. Все они объединены в ассоциацию. Таким образом, создана добровольную и эффективно работающую, вертикаль.

Страницы: 1 2