Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Сущность финансов и их особенности в области здравоохранения

Страница 2

Анализировать финансирование здравоохранения крайне сложно. Средства рассредоточены по различным статьям, фондам и федеральным программам без должной координации. Следовательно, нужно не только увеличить объём ассигнований на здравоохранение, но и сократить количество финансовых потоков в этой системе.

Отдельно остановимся на системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Система обязательного медицинского страхования работодателями наёмных рабочих, а позднее - и членов их семей - начала создаваться в Западной Европе ещё на рубеже XIX-XX веков. Это был период острых социальных конфликтов и массовых выступлений наёмных работников в защиту своих прав.

Страхование решало трудную задачу перераспределения бремени финансовых расходов на лечение с граждан на общество, для чего вместо прямой оплаты медицинских услуг были введены небольшие страховые отчисления с зарплат, которые аккумулировались у страховых компаний и затем уже направлялись на оплату лечения. Обязав работодателей и граждан заключать договоры страхования, многие европейские государства смогли обеспечить наиболее насущные потребности населения в качественном и доступном медицинском обслуживании. Во второй половине ХХ века система ОМС получила широкое распространение в большинстве европейских стран и в настоящее время включает в свою сферу и государственные клиники, и больницы.

Схема классического медицинского страхования подразумевает наличие программы страхования, субъекта и объекта страховой защиты, а также участников: страхователь - тот, кто платит (предприятие, орган исполнительной власти, работодатель), страховщик - тот, кто аккумулирует средства и возмещает понесённый ущерб (страховая компания), застрахованный (гражданин), медицинское учреждение - сторона, оказывающая услуги.

Основной принцип страхования заключается в том, что страхователь выбирает страховую компанию. А та, в свою очередь, выбирает медицинское учреждение, которое будет обслуживать его клиентов на определённых условиях. Государство в этой модели влияет на здравоохранение в основном через законодательное регулирование взаимодействия сторон, выполняя лишь функции арбитра и гарантируя населению медицинское обслуживание в соответствии с социально значимыми стандартами.

В нашей стране между работодателем и страховщиком внедрили дополнительную структуру - Фонд обязательного медицинского страхования. Фонд аккумулирует все источники финансирования - из казны, от работодателей, из региональных бюджетов. Сколько он должен собрать денег, оговорено специальным федеральным законом. Затем эти деньги направляются обратно в регионы на счета территориальных фондов ОМС, оттуда поступают в страховые медицинские компании. Уже они расплачиваются с медицинскими учреждениями за услуги, оказанные населению по полису ОМС.

В результате, в нашей модели ОМС отсутствуют страховые принципы, страховые взносы, страховые риски, конкуренция среди страховщиков, не прослеживается общенациональный характер системы страхования. Поэтому нынешняя модель ОМС ничего общего со страхованием (кроме названия) не имеет.

Принятая в рамках системы ОМС территориальная модель финансирования, когда средства аккумулируются в территориальных фондах, привела, по сути, к дискриминации населения в зависимости от места проживания. Финансовое обеспечение за счёт территориального фонда ОМС на душу населения даже по федеральным округам различается в 2,5 раза, не говоря уже об отдельных субъектах РФ, где это различие достигает 10-15 раз.

Обусловлена такая разница отнюдь не страховым риском, то есть заболеваемостью населения и обращаемостью его за медицинской помощью, а экономическим положением той или иной территории и её налогооблагаемой базой.

В среднем же по России выделяют на бесплатное лечение каждого застрахованного по системе ОМС немногим более 6000 рублей в год. В то время как на лечение каждого застрахованного пациента в западноевропейских странах выделяют примерно от 200 до 250 евро ежемесячно.

Сложившееся положение усугубляется и существующим способом оплаты медицинских услуг в системе ОМС, при котором объём средств, получаемых лечебно-профилактическим учреждением, зависит от количества оказанных услуг и тарифа на них. Очевидно, что, будучи заинтересованными в повышении дохода, лечебно-профилактические учреждения, не имеющие возможности повлиять на величину тарифа, вынуждены увеличивать количество услуг, поскольку финансирование осуществляется по принципу «деньги следуют за пациентом». В результате, складывается ситуация, когда в условиях ограниченных ресурсов стимулируется затратный тип функционирования отрасли, а сохранение и укрепление здоровья населения становится для медицинских учреждений экономически невыгодным, не говоря уже о повышении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Страницы: 1 2 3