Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Сущность финансов и их особенности в области здравоохранения

Страница 1

Финансы предприятия - это система экономических отношений, возникших в процессе формирования, распределения и использования децентрализованных фондов денежных средств. Финансы выступают исходным звеном финансовой системы. Приоритетность финансов предприятий обеспечивается наибольшим объемом формируемых финансовых ресурсов за счет внутренних источников, а отсюда и большим вкладом в создание национального дохода.

В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения в нашей стране включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций и другие источники.

Структура финансового механизма сферы здравоохранения представлена на рис. 1.1.

Финансовые средства на оказание медицинской помощи поступают на расчётный счёт медицинского учреждения по безналичному расчёту из бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации. Кроме того, в кассу учреждения поступают наличные средства от пациентов за так называемые платные услуги.

Однако следует отметить, что и бюджеты различных уровней, и фонды медицинского страхования (как обязательного, так и добровольного) формируются за счёт соответствующих налогов и страховых взносов, которые платит налогоплательщик (он же пациент), поэтому он в конечном итоге и оказывается единственным источником финансирования услуг здравоохранения.

Рис. 1.1 Структура финансового механизма взаимодействия субъектов в сфере здравоохранения

Администрации же различного уровня, выделяющие средства из бюджета, и страховщики, оплачивающие счета медицинских учреждений, получив у населения деньги, выполняют функции покупателей медицинских услуг - по сути, посредников, которым граждане поручили распорядиться переданными средствами, чтобы затем удовлетворить свои потребности в медицинской помощи.

Что касается непосредственно объёмов финансирования, то общепризнанно, что затраты на здравоохранение в нашей стране чрезвычайно низкие. Если проводить сопоставление по доле затрат «расширенного правительства» на здравоохранение в ВВП, то в последние годы они были следующие:

- в России - чуть больше 3 %;

- в Дании - 5,8 %;

- в Бельгии - 6,6 %;

- в Германии - 6,7%;

- в Швеции - 7,7%.

Эти же цифры по отношению к совокупным расходам составляют:

- Россия - 5 %;

- Австралия - 17 %;

- Чехия - 14 %;

- Австрия, Германия, Швеция, Италия и Бельгия - 13 %;

- Литва - 12 %.

Таким образом, показатели по России являются самыми низкими не только для стран Западной Европы, но и для стран Центральной и Восточной Европы. Следует отметить, что ранее планировалось увеличить расходы на здравоохранение к 2011 году до 3,9 % ВВП. Хотя этот показатель несколько выше текущего уровня, тем не менее, он существенно ниже уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения (5-6% ВВП). Но даже этим планам, вероятнее всего, не суждено сбыться. Кризис вносит свои коррективы. Правительство России было вынуждено отойти от принципа трехлетнего планирования, а прогнозируемый уровень реальных расходов на здравоохранение в 2009 -2010 гг. сокращается, особенно в 2010 году.

Существующий уровень финансирования здравоохранения не удовлетворяет всех потребностей отрасли, а это приводит к снижению качества медицинской помощи, сокращению её гарантированных объёмов, увеличению числа платных медицинских услуг за счёт уменьшения бесплатных и в конечном итоге негативно влияет на состояние здоровья населения.

Последствия недофинансирования здравоохранения в России широко известны. Стремление сохранить определенный уровень оказания медицинской помощи заставляет компенсировать имеющийся дефицит финансовых средств за счёт пациентов. Расходы населения при обращении за медицинской помощью во многих регионах составляют значительную величину. Это могут быть выплаты в адрес лечебно-профилактических учреждений через систему платных услуг или нелегально непосредственно медицинскому персоналу, как в виде денежной оплаты, так и через косвенные затраты. Всё это способствует развитию теневой экономики в здравоохранении.

Необходимо отметить и недостатки в распределении имеющихся средств. В основу реформирования экономической модели отечественного здравоохранения был заложен переход от преимущественно централизованной одноканальной системы финансирования к децентрализованной многоканальной. В результате значительно возросшее количество финансовых потоков привело к естественному уменьшению средств, доходящих до лечебно-профилактических учреждений. Это объясняется затратами на содержание субъектов систем здравоохранения и медицинского страхования, потерями при многократном прохождении финансов через банковские структуры, а иногда и их нецелевым использованием.

Страницы: 1 2 3