Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Анализ проблемы месторождения Кашаган

Страница 1

Вопрос по расширению участия в проекте «Национальной Компании «КазМунайГаз» ставится казахстанскими властями с такой целью, чтобы образумить иностранных инвесторов и дать им понять, что страна больше не собирается мириться с тем уровнем цинизма, с которым часть инвесторов подходит к разработке казахстанских месторождений.

Как и указывалось ранее, требования Казахстана к недропользователям не более чем попытка добиться от последних более выгодных условий СРП.

Основная проблема итальянской «Eni» в том, что компания нарушает условия СРП, и своими действиями по повышению бюджета освоения перечеркивает планы казахстанского правительства. Нюанс еще и в том, что под удар ставятся перспективные амбиции нашего государства.

Символично само развитие конфликта на Кашагане. Сразу после того, как итальянский оператор проекта затянул в очередной раз сроки промышленной разработки месторождения и увеличил бюджет, со стороны Казахстана последовали ответные действия.

Работы на месторождении были заморожены на три месяца, а в отношении дочерней компании Eni возбуждено уголовное дело, со ссылкой на нарушения таможенного законодательства.

Аналитики восприняли данные шаги со стороны Казахстана как желание пересмотреть условия, или как сигнал для итальянской компании инициировать пересмотр на добровольно-принудительной основе.

Инвесторы испугались того факта, что в Казахстане могут сильно поменяться условия участия иностранных компаний в ресурсных проектах, возможно, в рамках общемировой тенденции к увеличению участия государства в этой отрасли.

Однако считать, что случай на Кашагане станет фактором ухудшения инвестиционного климата в Казахстане, нельзя. Для того, чтобы понять логику происходящего, нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения казахстанского правительства.

Соглашение о разделе продукции по Кашагану было подписано в 1997 году Казахстаном и OKIOC (Offshore Kazakhstan International Operating Company), международным консорциумом, состоящим из крупных мировых нефтяных компаний. Целью соглашения являлись геологоразведочные работы на шельфе Каспийского моря и начало добычи к 2005 году.

Консорциум нашел нефть в Кашагане в 2000 году, тогда возобновляемые запасы составили 13 миллиардов баррелей. Однако в связи с задержками в реализации проекта был сменен оператор, которым стала итальянская Eni.

В 2005 году соглашение было изменено, и новой датой начала добычи стал 2008 год. Летом 2007 года Eni инициировало еще одно изменение соглашения, объявив о переносе начало промышленной разработки с 2008 на конец 2010 года с одновременным удвоением расходов на реализацию первоначальной фазы проекта с 10 до 19 миллиардов долларов. Как в то время заявил премьер-министр Карим Масимов, суммарная стоимость проекта вырастет с 57 до 136 миллиардов долларов.

В августе 2007 года обе стороны начали переговоры по внесению изменений в СРП, а казахстанские власти возбудили ряд расследований в отношении деятельности консорциума, заблокировав работы на Кашагане.

Прежде чем обвинять казахстанскую сторону в создании проблем по привлечению инвестиций, необходимо разобраться во всех тонкостях реализации проекта по Кашагану. Поскольку Кашаган разрабатывается на условиях СРП, Казахстан не получит от него никаких доходов до тех пор, пока участники проекта не окупят все свои инвестиции. По первоначальным подсчетам, если бы добыча началась в 2005 году, то первая выручка от него поступила бы в государственный бюджет в 2008-2010 годах.

С учетом того, что Кашаган - это крупнейший единичный инвестиционный проект в Казахстане, поступления от его реализации играют очень важную роль в долгосрочном планировании. Однако в свете того, что суммарные затраты превысят 136 миллиардов долларов, Казахстан теперь вряд ли увидит какие-либо деньги от Кашагана раньше 2020-2025 года, а может быть и позже. По оценкам Министерства Финансов, совокупные расходы и недополученная выгода от переноса сроков начала добычи составляют свыше 40 миллиарда долларов.

Страницы: 1 2 3