Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Специальная экономическая зона как метод привлечения инвестиций

Страница 2

В 1991-1992 г.г. на основе указанного закона и под значительным влиянием успехов "азиатских тигров", а также соседнего Китая в Казахстане были созданы Жайрем-Атасуйская (Жезказганская область), Алакульская, Жаркентская (Талдыкорганская область), Лисаковская (Костанайская область) свободные экономические зоны. В дальнейшем, Указами Президента было образовано несколько свободных зон в границах областей, в том числе Мангистауской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Южно-Казахстанской. Развитие нормативного правого регулирования в области СЭЗ было продолжено в Постановлении Кабинета Министров РК от 13.04.92 г., которым были утверждены "Основные положения о свободных экономических зонах", где содержалась более детальная регламентация вопросов деятельности СЭЗ, а также другими актами компетентных государственных органов. В 1996 г. были созданы Кзыл-Ординская СЭЗ и СЭЗ г. Астаны. Позже они отменили свое действие.

Закон "О специальных экономических зонах" содержит в себе и ряд принципиальных отличий от ранее действующего механизма. Так, СЭЗ перестали создаваться в границах целых областей, перейдя к практике весьма ограниченных территорий. Следующим принципиальным отличием стал принцип срочности при создании СЭЗ: они создаются исключительно на определенный в соответствующем Указе Президента срок, при этом на практике в подобных указах заранее оговорен механизм ликвидации СЭЗ по истечении срока.

Среди гарантий инвесторам СЭЗ в Республике Казахстан отметим право продолжения деятельности на прежних условиях в случае изменения правового режима, или досрочного упразднения зоны, а также распространение указанных гарантий на изменения таможенного законодательства. Управление СЭЗ осуществлялось создаваемым Административным советом, однако, изменениями, внесенными в указ в июле 2001 г., полномочия по управлению переданы местным исполнительным органам соответствующей административно-территориальной единицы. Действие особого правового режима СЭЗ подтверждено и положением о том, что территория зоны рассматривается как находящаяся вне таможенной территории страны.

В 1999 г. были упразднены Лисаковская, Кызылординская и Жайрем-Атасуйская СЭЗ. Отметим, что мотивом их ликвидации стала защита отечественных производителей и ограничение недобросовестной конкуренции. С одной стороны, этот негативный аспект требует соответствующего анализа. С другой стороны - говорит об определенном экономическом развитии субъектов СЭЗ, вступивших в конкуренцию с другими субъектами, что, в определенной мере, не согласуется с официальной оценкой деятельности бывших СЭЗ, как экономически несостоятельных. Представляется, что правильным разрешением возникшего противоречия является подход к СЭЗ, как территории предоставляющей льготы всем инвесторам - и отечественным и иностранным. Понимание необходимости защиты инвестиций без разделения на отечественные и иностранные возобладало в настоящий момент в республике. К сожалению, в процессе обсуждения механизма такого регулирования появилась новая проблема: разница в правовом режиме иностранных и отечественных инвестиций может быть негативно устранена низведением гарантий иностранным инвестициям до уровня отечественных, что, безусловно, не прибавит инвестиционной привлекательности ни СЭЗ, ни нашему государству в целом.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что инвестиций не может быть "достаточно", их перманентный характер во многом предопределяет развитие национальной экономики. В этом смысле СЭЗ, подобно оффшорным зонам, способны выполнить более обширную и насущную экономическую задачу - не только привлечение иностранных инвестиций, но и предотвращение оттока капитала из страны. Во многом, решение указанной задачи будет зависеть от соответствующей нормативной базы. Анализ мирового опыта в этой сфере показывает цикличность решения указанной задачи: нельзя единовременно, под теми или иными лозунгами, привлечь инвестиции в экономику (даже в случае успеха этот процесс будет носить временный характер, а уход инвестиций вызовет нарастание проблем), необходимо постоянно поддерживать и совершенствовать инвестиционный климат в стране. И делать это успешно можно пользуясь тем набором инструментов, который накоплен в мировой практике такого правового регулирования.

Страницы: 1 2 3 4