Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Информационные источники и основные методы анализа

Страница 1

Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т. е. средств предприятия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния - определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются путем исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей и разбиваются на следующие аналитические блоки:

- структурный анализ активов и пассивов;

- анализ финансовой устойчивости;

- анализ ликвидности и платежеспособности;

- анализ необходимого прироста собственного капитала.

Информационными источниками для расчета показателей и

проведения анализа служат годовая и квартальная бухгалтерская отчетность:

- форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;

- форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

- форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

- форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

- форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

- форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»,

- а также данные бухгалтерского учета и необходимые аналитические расшифровки движения и остатков по синтетическим счетам.

Основные методы анализа финансового состояния - горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный.

В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период.

Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, т. е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

Трендовый анализ заключается в сопоставлении величин балансовых статей за ряд лет (или других смежных отчетных периодов) для выявления тенденций, доминирующих в динамике показателей.

Коэффициентный анализ сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базовыми величинами, а также изучается их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов.

В качестве базовых величин используются:

- теоретически обоснованные или полученные в результатеэкспертных опросов величины, характеризующие оптимальные иликритические, с точки зрения устойчивости финансового состояния,значения относительных показателей;

- усредненные по временному ряду значения показателей предприятия, относящиеся к прошлым, благоприятным с точки зренияфинансового состояния, периодам;

- значения показателей, рассчитанные по данным отчетностинаиболее удачливого конкурента;

- народнохозяйственные и среднеотраслевые значения показателей.

Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансового состояния большую роль играют абсолютные показатели, рассчитываемые на основе отчетности, такие, как активы (реальный собственный капитал), собственные оборотные средства, показатели обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Эти показатели являются критериальными, поскольку с их помощью формулируются критерии, позволяющие определить качество финансового состояния.

Для выявления причин изменения абсолютных и относительных показателей, а также степени влияния различных причин на величину изменения показателя применяется факторный анализ.

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных различных приемов: сравнения и группировки, цепных подстановок, разниц. В отдельных случаях могут быть использованы методы экономико-математического моделирования (регрессионный анализ, корреляционный анализ).

Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Для того чтобы результаты сравнения дали правильные выводы анализа, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей, т.е. их однородность и однокачественность. Сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью календарных, сроков, методов оценки, условий работы, инфляционных процессов и т. д.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Это дает возможность сделать необходимые сопоставления и выводы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических явлений и показателей; определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии финансовых процессов.

Страницы: 1 2