Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Анализ рентабельности

Страница 1

При анализе финансовых результатов необходимо учитывать не только абсолютные значения и изменения величины прибыли, но и ее относительные изменения. Такие изменения позволяют оценить показатели рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель, который характеризуют доходность предприятия в целом и по различным направлениям деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), а также степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или к формирующим ее потокам. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности позволяют более полно оценить окончательные результаты деятельности предприятия, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

· показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

· показатели, характеризующие прибыльность продаж;

· показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (рентабельность издержек) -

соотношение валовой прибыли или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.

Rпроизв. = ВП/Зрп, (1.8)

или Rпроизв. = ЧП/Зрп, (1.9.)

где Rпроизв. - рентабельность производственной деятельности;

ВП - валовая прибыль;

ЧП - чистая прибыль;

Зрп - затраты на реализацию продукции.

Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько единиц валовой или чистой прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производства и реализацию продукции. Ее можно рассчитывать как по всему предприятию в целом, так и по отдельным видам деятельности.

Рентабельность продаж (оборота) -

отношение прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В).

Rпродаж. = Прп/В, (1.10.)

или Rпродаж. = ЧП/В. (1.11.)

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Рентабельность (доходность) капитала

-

отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (ИК) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, пернаментного (включает собственный и долгосрочный заемный капитал) оборотного.

Rкапитала = БП/ИК, (1.12.)

Rкапитала = ВП/ИК, (1.13.)

Rкапитала = ЧП/ИК. (1.14.)

Частным случаем рентабельности капитала является рентабельность собственного капитала

(в международных стандартах финансовой отчетности обозначается как ROE - return on equity) рассчитывается как:

Rск = ЧП/СК (1.15.)

Она характеризует доходность собственного капитала для его владельцев, то есть показывает сколько единиц чистой прибыли приходится на рубль, вложенный в собственный капитал. Данный показатель также позволяет сравнить доходность бизнеса с альтернативными видами вложения.

При анализе рентабельности собственного капитала также может использоваться трехфакторная модель Дюпона, которая позволяет разложить данный показатель на три фактора и определить какой из факторов оказал более сильное влияние на него. В модели Дюпона рентабельность собственного капитала представляется как произведение нормы прибыли, оборачиваемости активов и коэффициента капитализации:

RСК2007 = ЧП/СК = (ЧП/В) * (В/Асред) * (Асред/СК). (1.16.)

Выводы

Прибыль является одним из ключевых показателей деятельности предприятия и наиболее важным показателем для его собственников, так как именно прибыль определяет успешность его деятельности и возможности для его развития.

При анализе прибыли на основании отчетности предприятия выделяют несколько ее видов: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль и нераспределенная прибыль. Каждый из данных видов прибыли позволяет проанализировать отдельные этапы ее формирования и основные факторы, оказавшие влияние на ее величину, а также эффективность работы некоторых служб предприятия. Так валовая прибыль определяет эффективность работы производственных подразделений предприятия, которая в свою очередь зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии и технической оснащенности предприятия. Также она напрямую зависит от уровня цен, физического объема продаж и неполной (цеховой) себестоимости произведенного товара. Прибыль от продаж позволяет оценить эффект от основного вида деятельности предприятия, то есть она учитывает не только работу производственных служб предприятия, но подразделений, обслуживающих основное производство (управленческие, сбытовые, общехозяйственные службы). Прибыль до налогообложения дает картину об эффективности работы всего предприятия в целом. Она показывает результат не только по основному виду деятельности, но и результаты по прочим видам деятельности. Чистая прибыль, которая остается после уплаты налогов, дает представление о том, рационально ли компания ведет учетно-налоговую политику. Если темпы роста чистой прибыли превышают темпы роста прибыли до налогообложения, этого может свидетельствовать о том, что предприятие успешно использует механизмы оптимизации налогообложения.

Страницы: 1 2