Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Анализ роли налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии муниципальных образований Самарской области

Страница 4

Лица, имеющие право на налоговые льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. На рисунке 3 наглядно показана динамика не поступившей в местные бюджеты Самарской области суммы налога на имущество физических лиц в результате предоставленных налоговых льгот.

Рисунок 3 - Сумма налога на имущество физических лиц, не поступившая в местные бюджеты Самарской области в результате предоставленных налоговых льгот в 2005-2009 гг., тыс. руб. [74]

Двадцатикратное увеличение инвентаризационной стоимости имущества способствовало массовому обращению в налоговые органы за предоставлением налоговых льгот, носящих социальный характер, ранее за которыми многие налогоплательщики не обращались в связи с незначительностью налогового обязательства. Потери доходов местных бюджетов Самарской области в результате предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц увеличились в 5,0 раз (с 9,25 тыс. руб. в 2005 г. до 46,57 тыс. руб. в 2009 г.). О результативности налоговых льгот может свидетельствовать соотношение суммы налога, не поступившей в бюджет в результате предоставленных налоговых льгот и общей суммы фактически уплаченного налога. При значительном росте суммы налога, не поступившей в местные бюджеты Самарской области в 2009 г. в результате предоставленных налоговых льгот, соотношение суммы потерь налоговых доходов местного бюджета и общей суммы поступившего в бюджет налога на имущество физических лиц увеличилось лишь на 0,02% (с 0,04% в 2008 г. до 0,06% в 2009 г., в предыдущие годы этот показатель составил 0,05%).

Проведенный анализ позволяет определить основные направления развития налогообложения имущества физических лиц, призванные способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований Самарской области, повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах.

Первое направление - введение налога на недвижимость как одна из мер в области налоговой политики, планируемая к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годах. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» указывалось на необходимость создания условий для введения местного налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Второе направление - формирование принципиально новых подходов к установлению элементов налога на недвижимость (субъекты, объекты налогообложения, налоговая база, дифференцированные налоговые ставки, прозрачный порядок исчисления, упрощенный порядок и сроки уплаты, обоснованные налоговые льготы).

Третье направление - обеспечение гибкого механизма формирования налоговой базы путем проведения кадастрового учета; утверждения методики оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, учитывающей региональные особенности; требований к привлекаемым оценщикам; методики проверки и утверждения результатов кадастровой оценки недвижимости; методики досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки недвижимости; порядка формирования сведений об объектах капитального строительства; порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о сделках налогоплательщиков с недвижимым имуществом, о ценах на имущество, подлежащее налогообложению. В целях формирования государственного кадастра недвижимости уже был принят федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с его ведением, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Однако законодательно не урегулированными остаются многие вопросы, непосредственно связанные с порядком формирования налоговой базы налога на недвижимость, решение которых создаст условия для обеспечения гибкого механизма налогообложения недвижимости.

Четвертое направление - снижение налоговой нагрузки для социально незащищенных категорий граждан путем дифференциации налоговых ставок и налоговых вычетов по налогу на недвижимость.

3 Перспективы развития налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации

Страницы: 1 2 3 4 5