Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Анализ роли налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии муниципальных образований Самарской области

Страница 3

Следующая проблема обусловлена заявительным характером оценки стоимости недвижимого имущества. Налогоплательщик - физическое лицо, зарегистрировавший в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект (жилой дом и др.), подлежащий налогообложению, должен обратиться в орган, осуществляющий государственный технический учет, для его оценки, необходимой для определения налоговой базы налоговыми органами. Если собственник имущества не обратится за указанными юридически значимыми действиями, по данным объектам необходимые для налогообложения сведения об их инвентаризационной стоимости не формируются.

Необходим другой способ государственной оценки указанного имущества для целей налогообложения, например проведение визуальной оценки имущества органами, осуществляющими государственный технический учет. При этом должны предусмотреть выделение дополнительных финансовых средств на проведение указанных мероприятий. Следует отметить, что объемы затрат на проведение визуальной оценки в целях государственного технического учета по отдельным муниципальным образованиям значительно превышают прогнозируемую к поступлению в местный бюджет этой территории сумму налога на имущество физических лиц.

Для определения налоговой базы учитывается общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц. Динамика общей инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым предъявлен налог уплате в местные бюджеты Самарской области, показана на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика общей инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым предъявлен налог к уплате в местные бюджеты Самарской в 2005-2009 гг., млн. руб.

За исследуемый период инвентаризационная стоимость находящихся в собственности физических лиц объектов налогообложения, по которым налог на имущество физических лиц предъявлен к уплате в местные бюджеты Самарской области, увеличилась в 2,7 раза (с 16637,64 млн. руб. в 2005 г. до 44269,0 млн. руб. в 2009 г.). На увеличение налоговой базы отдельных налогоплательщиков повлияло значительное увеличение инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, обусловленное применением коэффициента 20, что должно было способствовать росту налоговых доходов местных бюджетов республики. Однако с введением с 1 января 2009 г. в качестве объекта налогообложения доли в праве общей собственности на имущество обусловило потери налоговых доходов бюджета, вызванных дроблением налоговой базы.

Следует отметить, что ставки налога на имущество физических лиц, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, являются прогрессивными. Очевидно, что инвентаризационная стоимость доли в праве общей собственности на имущество меньше, чем инвентаризационная стоимость целого объекта. Следовательно, и величина налоговых начислений на единицу налоговой базы (налоговая ставка), применяемая к указанной доле, меньше, чем по объекту в целом.

Ранее до 1 января 2009 г. в качестве объекта налогообложения доли в праве общей собственности на имущество не выделялись, налог на имущество физических лиц рассчитывался исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объекта. В настоящее время за имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества. В связи с применение меньшей налоговой ставки налогообложение отдельных долей в праве общей собственности на имущество по сравнению с налогообложением имущества в целом с последующим распределением суммы исчисленного налога между налогоплательщиками - собственниками имущества привело к потере налоговых доходов местных бюджетов Республики Коми. Кроме того, переплата налога на имущество физических лиц, обусловленная пересчетом налоговыми органами ранее уплаченной суммы налога, привела к дополнительным потерям налоговых доходов местных бюджетов республики.

Страницы: 1 2 3 4 5