Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Анализ роли налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии муниципальных образований Самарской области

Страница 1

Уровень социально-экономического развития муниципальных образований северных территорий во многом определяется ростом налоговых доходов местных бюджетов.

В настоящее время большинство местных бюджетов испытывают недостаток финансовых ресурсов для финансирования своих территорий в результате незначительной доли налоговых доходов, формируемых не только за счет местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог), но и ряда федеральных налогов (налог на доходы физических лиц, государственная пошлина) и налогов по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог).

Роль местных налогов, в том числе налога на имущество физических лиц, незначительна. Динамика поступления налога на имущество физических лиц в местные бюджеты по Самарской области приведена в Приложении Ж.

Из данных таблицы Ж.1 Приложения Ж видно, что налоговые доходы местных бюджетов Самарской области монотонно увеличиваются. Даже при резком снижении в период экономического кризиса 2009 г. общей суммы налоговых доходов на 32,6%, налоговые доходы местных бюджетов увеличились на 4,3%. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается прирост налоговых доходов на 15,4%, а налоговых доходов местных бюджетов лишь на 9,4%. При этом их доля в общей сумме налоговых доходов республики незначительна и составляет менее 10%. При увеличении поступлений налога на имущество физических лиц его доля очень мала и в общей сумме налоговых доходов местных бюджетов Самарской области не превышает 1,15%. На резкое увеличение поступлений налога на имущество физических лиц в 2009 г. в 2,6 раза повлияла переоценка имущества, проведенная с коэффициентом 20 [74].

Динамика предъявленного к уплате и поступившего в местные бюджеты Самарской области налога на имущество физических лиц приведена в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика предъявленного к уплате и поступившего в местные бюджеты Самарской области налога на имущество физических лиц в 2005 - 2010 гг.

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общая сумма налога, предъявленного к уплате, млн. руб.

18,26

24,54

27,79

30,91

84,36

87,87

Поступило в бюджет налога на имущество физических лиц, млн. руб.

17,90

21,34

24,56

30,94

79,49

79,84

Доля поступившего в бюджет налога на имущество физических лиц в общей сумме предъявленного к уплате, %

98,03

86,96

88,38

100,10

94,23

90,86

Данные таблицы 3 свидетельствуют о ежегодном недополучении местными бюджетами предъявленного к уплате налога на имущество физических лиц (в 2005 г. - 1,97%, в 2010 г. - 9,14%). Лишь в 2008 г. поступления превысили сумму предъявленного к уплате налога в связи с погашением налогоплательщиками задолженности за предыдущие годы. На величину поступлений налога в бюджет оказало влияние увеличение количества объектов налогообложения и совокупной налоговой базы, дифференцированная налоговая ставка, льготное налогообложение. Динамика объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц наглядно показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Количество строений, помещений и сооружений, учтенных для налогообложения имущества физических лиц по Самарской области в 2005-2009 гг.

Страницы: 1 2 3 4 5