Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Анализ запаса финансовой устойчивости

При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безубыточности). С этой целью все затраты предприятия в зависимости от объема производства и реализации продукции следует предварительно разбить на переменные и постоянные, определить сумму маржинального дохода и его долю в выручке от реализации продукции. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.

Порог рентабельности - отношение суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке:

(1.13)

Если известен порог рентабельности, то нетрудно рассчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):

(1.14)

Запас финансовой устойчивости можно представить графически (рис. 1.3). На оси абсцисс откладывается объем реализации продукции, на оси ординат - постоянные, переменные затраты и прибыль. Пересечение линии выручки и затрат и есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже - зона убытков. Отрезок линии выручки от этой точки до верхней и есть запас финансовой устойчивости [8, с. 333].

Рис. 1.3 - Определение запаса финансовой устойчивости

Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь может измениться за счет количества реализованной продукции, ее структуры и среднереализованных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек. Факторную модель зоны безопасности предприятия можно определить следующим образом:

(1.15)

где В - выручка от реализации продукции; Т - безубыточный объем продаж; Н - сумма постоянных затрат; Д,- доля i-го вида продукции в общей сумме выручки; Крпобщ - общий объем реализованной продукции в условно-натуральном или натуральном выражении; УД - удельный вес г-го вида продукции в общем объеме продаж; Цi - цена единицы продукции; V - удельные переменные расходы на единицу продукции.