Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Основы организации межбюджетных отношений в федеративном государстве

Страница 1

Конституционное оформление России как федеративного государства определяет наличие взаимоотношений между звеньями бюджетной системы на принципах федерализма. В финансовой литературе специфический характер этих связей обычно обозначают понятием "бюджетный федерализм".

Впервые понятие бюджетного федерализма ввели американские специалисты, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах. Широко известны работы зарубежных специалистов, посвященные проблемам финансовой децентрализации и бюджетно-налогового федерализма - это публикации канадских и немецких авторов (П. Бут и Д. Кларк), экспертов Всемирного банка (Р. Рефьюза, Ш. Мад, Р. Бола, Р. Бэрда, Б. Ибела, К. Валих, К. Вонг и др.) [6, c.39].

Согласно теории, качество услуг населению может ухудшиться, если переход полномочий органам управления нижестоящего уровня не сопровождается внедрением соответствующих институциональных механизмов. Основным условием эффективного и результативного управления на одном из нижних уровней власти (региональном или местном) является соответствие между расходными полномочиями и источниками доходов, а также между бюджетной обеспеченностью и политической подотчетностью. Исключительно важно, чтобы у региональных и местных органов управления была заинтересованность и полномочия распоряжаться средствами их бюджетов в соответствии с детально проработанной концепцией. Они должны иметь возможность хотя бы примерно судить о размере трансфертов из бюджета вышестоящего уровня. При неверно определенном размере трансфертов, то есть когда их размер определяется произвольно, они становятся для органов управления нижестоящих уровней источником отрицательных стимулов, а именно, воздержания от сбора местных налогов, поскольку это делает их непопулярными у местного населения, и занижения налоговой базы с целью получения от вышестоящих уровней дотаций и субсидий в большем размере.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация, которая способствует проведению реформы межбюджетных отношений на региональном уровне.

Во-первых, приняты основополагающие нормативно-правовые документы: Бюджетный и Налоговый кодексы, Программа развития бюджетного федерализма, а также принят Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", который, вне всякого сомнения, будет играть важную роль в процессе организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне.

Во-вторых, в экономике Российской Федерации наблюдается период экономического роста, чем бы он ни был вызван и как долго бы он не продлился. Совершенно ясно, что в условиях стагнирующей экономики и сокращения доходной части бюджетов всех уровней очень сложно достигнуть согласия по поводу принципов и механизмов межбюджетных перераспределений.

В-третьих, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях накоплен опыт в области межбюджетных отношений, который только в последние годы стал достоянием специалистов и был ими проанализирован. До этого момента при разработке концепций межбюджетных отношений применялся опыт других стран со своей собственной правовой, экономической, политической системами, своим историческим опытом и менталитетом населения и пр., что не всегда в полной мере подходило для применения в специфических российских условиях. Тем не менее, изучение зарубежного опыта оказало достаточно сильное влияние на теоретические работы и методические рекомендации по реформированию межбюджетных отношений в Российской Федерации. Многие из этих разработок легли в основу концепций межбюджетных отношений на региональном уровне. Одна из них предложена новосибирскими учеными Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

Выделим цели концепции реформирования системы межбюджетных отношений на региональном уровне:

стимулирование проведения экономических и социальных реформ на региональном и муниципальном уровнях;

Страницы: 1 2