Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Понятие и правовой режим денежного обращения в РФ

Страница 1

Вопрос правового режима денег и денежного обращения имеет исключительное значение для участников гражданско-правового (коммерческого) оборота в частности и успешного развития экономики страны в целом.

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, работ, услуг. Денежное обращение имеет две формы (сферы): наличную и безналичную. Между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую.

Разновидностью безналичной формы существования денег в настоящее время являются электронные деньги. Соответственно, и расчеты могут проводиться как в наличном, так и в безналичном порядке. В последнем случае они производятся либо на основании бумажных документов, либо на основании электронных.

При наличных расчетах используются бумажные деньги (банкноты) и монеты. При безналичных расчетах денежные суммы перечисляются посредством бухгалтерских записей по банковским счетам либо в иной форме, не требующей физической передачи денег.

Наличные и безналичные деньги имеют разный правовой статус. Так, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» говорит лишь о монополии государства на эмиссию и обеспечительных гарантиях лишь в отношении наличных денег. В то же время в нормативные акты включены нормы об обязательном использовании безналичных форм расчетов и запрет на хранение наличных денег, что предполагает трансформацию активов, в том числе наличных денежных средств, организаций и частично для физических лиц в записи на расчетные счета кредитных учреждений, однако порядок эмиссии и гарантий в отношении такой формы хранения актива государство не устанавливает.

Законодательное положение о наличной и безналичной формах расчетов, по-видимому, должно подразумевать равенство этих форм. В то же время в практике денежного обращения имеет место неравенство этих форм расчетов. Так, можно отметить три следующие формы проявления этого неравенства: 1) не так уж редко продавцы устанавливают две цены на товары, одну для наличной, а другую для безналичной формы оплаты; 2) некоторые банки, в том числе Сбербанк, удерживают с физического лица часть средств при снятии со счета денег, поступивших на счет путем перечисления безналичных денег, т.е. «за обналичку»; 3) некоторые банки при сдаче наличных денег и соответствующей их трансформации в безналичную форму, в том числе, когда такая сдача обязательна, удерживают часть средств «за пересчет купюр».

Вторая и третья формы неравенства наличных и безналичных денег не могут быть урегулированы в рамках гражданского права в принципе, ввиду специфичного положения банков.

По мнению В.Н. Назарова, проявления неравенства наличных и безналичных денег могут быть урегулированы только в рамках финансового права, путем установления соответствующих правил денежного обращения, а в рамках гражданского права это урегулировать невозможно ввиду «договорного» механизма регулирования.

Также обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Для финансового права остается неважной принципиальная для цивилистов дискуссия о понятии и природе безналичных денег. Для финансового права на первое место выходит задача обеспечения равенства всех денежных форм независимо от формы их хранения и передачи. Форма денег может играть роль при рассмотрении денег как товара, т.е. в гражданских правоотношениях, что недопустимо в финансовом праве.

· Наличная форма денежного обращения

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» организация наличного денежного обращения на территории РФ осуществляется ЦБ РФ.

В настоящее время наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется Положением о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров ЦБ РФ от 05.01.1998 № 14-П (в ред. от 31.10.2002), а также Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением совета директоров Банка России от 22.07.1993 № 40 (далее по тексту - Порядок).

Страницы: 1 2 3 4 5