Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Структура доходов и расходов государства, их связь с важнейшими макроэкономическими показателями

Страница 3

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов возрастают доходы бюджета при росте валового внутреннего продукта на один процент.

Данные показывают, что за все годы при росте валового внутреннего продукта на один процент доходы росли больше, чем на один процент. Так в 2008 г. коэффициент эластичности составил 1,04%, однако он снизился по сравнению с 2006 г., где этот показатель был равен 1,12%. Это произошло из-за того, что снижение темпов прироста ВВП оказалось весомее, чем увеличение темпов прироста доходов за рассмотренный период. В 2009 г. наблюдается значительное снижение темпов прироста ВВП по сравнению с темпами прироста доходов.

Для масштабов перераспределительных процессов посредством государственного бюджета рассчитывается относительный показатель, характеризующий, какая часть валового внутреннего продукта перераспределяется через бюджет. Он рассчитывается путём отношения доходов госбюджета к валовому внутреннему продукту. Так, в 2006 г. этот показатель был равен 48,4%, в 2007 г. он был немного выше, т.е. 49,4%, а в 2007 г он достиг 51%, а в 2009 году происходит его снижение до 45,9%.

Таким образом, доходная часть бюджета формируется в основном за счёт налогов и сборов с юридических и физических лиц. Что касается расходов бюджета, то они растут быстрее, чем источники их покрытия. В структуре расходов происходит существенные изменения: всё более усиливается социальная направленность, т.е. расходы на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт. По приведенным данным можно сделать вывод о том, что до 2008 г. наблюдалась тенденция к увеличению доходов бюджета над его расходами, т.е. имел место профицит государственного бюджета Республики Беларусь. Однако в настоящее время в нашей стране наблюдается динамика к росту бюджетного дефицита, который в 2010 году планируется увеличить с 1,5% до 3%. Но, исходя из положений социально-экономического развития на 2010-2015 год, его вновь планируется снизить до 1,5%.

Заключение

Подводя итог, можно отметить, что государственный бюджет − основной финансовый план страны. Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных доходов и расходов правительства могут осознанно изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на колебания экономической конъюнктуры.

Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказании помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий.

Бюджет оказывает и существенное влияние на деятельность отдельных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъятии налогов и других доходов в бюджет.

В результате исследования доходов и расходов бюджета можно сделать вывод о том, что они находятся в неразрывной связи между собой. Расходы необходимы для обеспечения жизнедеятельности государства, а доходы - для покрытия расходов.

Правительство каждой страны стремится к тому, чтобы доходы превышали расходы государства, т.е. бюджет был сбалансированным. Однако, как показывает практика, этого не всегда удается достичь. В таком случае наблюдается дефицит бюджета, который негативно влияет на благосостояние общества и экономику страны в целом.

В республике Беларусь за период 2006-2008 гг. наблюдалось превышение доходов консолидированного бюджета над расходами, что свидетельствовало о профиците государственного бюджета Республики Беларусь. Однако, начиная с 2009, расходы консолидированного бюджета начинают превышать доходы. Такая динамика наблюдается и в 2010 году, что свидетельствует об увеличении дефицита государственного бюджета, что отрицательно влияет на состояние экономики.

В настоящее время утвержден государственный бюджет и на 2011 год (Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. №176-З).

Отличительными характеристиками проекта бюджета-2011 являются:

1) снижение налоговой нагрузки;

2) значительный прирост в структуре бюджета социальной составляющей, в первую очередь денежных выплат населению;

) усиление государственной поддержки научных исследований и разработок, стимулирование инновационного развития;

) кардинальное упрощение налогового администрирования;

) использование потенциала создаваемого Специализированного финансового агентства при реализации государственных бюджетных программ;

) сохранение качества бюджетных услуг и постепенное восстановление докризисных темпов развития бюджетной сферы;

) нарастание нагрузки на бюджет платежей по обслуживанию и погашению государственного долга, накопленного в рамках антикризисных мер Правительства и Национального банка.

Страницы: 1 2 3 4 5