Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Расходы государственного бюджета

Страница 1

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям [20, с. 60].

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают: уровень социально-экономического развития страны; административно-территориальное устройство государства; конкретная экономическая и социальная ситуация; формы предоставления бюджетных средств. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намеченных задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних целей.

Расходы государства могут производиться в виде финансирования отдельных учреждений, мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остаётся бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определённого уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования являются его основными признаками, отличающимися от выделения ссуд и кредитов. Принцип безвозвратности и безвозмездности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении. Однако принцип не означает отсутствия контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода [18, с. 89].

Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов на отдельные отрасли и сферы экономики. Наряду с прямым изменением расходов воздействие осуществляется также косвенным образом - через дотации, субсидии, субвенции и т.п.

Как и доходы, расходы бюджета также имеют классификацию.

По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы: экономические; на социальные нужды; управления; военные; на внешнеэкономическую деятельность; создание государственных запасов и резервов, правоохранительной деятельности; государственной безопасности. Каждый из этих видов расходов присутствует в бюджете любого государства, а по выделяемым объёмам финансирования можно говорить о приоритетах государственного и социального развития.

Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. Расходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признакам и осуществляются практически во всех отраслях и сферах материального производства. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость, производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт и др. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счёт данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально-важную продукцию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, создание рыночной инфраструктуры. Большое значение имеет выделение расходов на научно-исследовательские разработки и программы.

Страницы: 1 2 3