Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Пути совершенствования механизма налогообложения в России

Страница 2

Конкретные механизмы реализации стратегических направлений налоговой политики в обрасти ценообразования имеют отношение к совершенствованию не только косвенного, но и прямого налогообложения, учитывая тесную связь косвенных и прямых налогов между собой и в общей структуре налогового бремени, которое несет экономика. В этой связи пути решения данной проблемы рассмотрены в трех аспектах, учитывающих классификационную структуру системы налогов и особенности влияния на цены ее классификационных групп:

) обложение косвенными налогами на продукты и импорт (традиционными косвенными налогами);

) обложение другими косвенными налогами на производство (налогами, относимыми на издержки производства и обращения);

) обложение прямыми налогами (налогами подоходного типа).

В качестве мер по рационализации взаимосвязи налогов и цен при косвенном налогообложении продуктов и импорта обоснованы и предложены меры по рационализации взаимосвязи НДС и цен:

снижение после создания необходимой конкурентной среды основной ставки НДС в два этапа до 16% и 14%, при одновременном повышении ставки налога на прибыль также поэтапно до 24% и 26%;

переход от практики применения ставки НДС в размере 0% по операциям экспорта природного сырья и продуктов его первичной переработки к порядку освобождения этих операций от уплаты НДС.

Кроме того, предложены меры по снижению негативного влияния акцизного налогообложения:

стабилизация, а по отдельным видам подакцизных товаров снижение ставок акцизов;

переход по крепким напитками со специфических на адвалорные (процентные) ставки;

корректировка специфических ставок акцизов один раз в год на сумму, не превышающую уровень официальной инфляции в экономике;

отмена акцизов на бензин и другие нефтепродукты (эта мера заложит основу для будущего более справедливого ценообразования и облегчит работу Федеральной антимонопольной службы для выявления ценовых сговоров);

отмена акциза на автомобили, за исключением автомобилей мощностью двигателей более 180 л.с., (как предмета роскоши).

С учетом налоговой природы и особой значимости для российского бюджета и ценообразования таможенных пошлин обосновано введение в Налоговый кодекс РФ главы «Таможенные пошлины» и передача функции администрирования таможенных пошлин органам Федеральной налоговой службы, четко разделив полномочия таможенных и налоговых органов.

В работе разработаны меры по рационализации взаимосвязи налогов и цен при обложении другими косвенными налогами на производство:

реформирование действующего механизма налогообложения добычи полезных ископаемых;

передача администрирования социальных страховых вносов ФНС, а также введение в НК РФ специальной главы «Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды» с передачей функций их администрирования и контроля органам Федеральной налоговой службы, четкое разделение полномочий (прав и обязанностей) по администрированию страховых взносов между ФНС и государственными внебюджетными фондами; разделение общей ставки страховых взносов 34% на 2 части (30%, уплачиваемую работодателем к налоговой базе, исчисленной из расчета не более 415 тыс. руб. в год на одного работника (в дальнейшем эта предельная сумма должна быть увеличена) и 4%, уплачиваемую работником с фактически полученных им сумм оплаты труда, но не более 415 тыс. руб. в год (в дальнейшем эта предельная сумма также должна быть увеличена)).

Мерами по рационализации взаимосвязи налогов и цен при прямом (подоходном) налогообложении выделены введение лесного и экологического налогов вместо действующих неналоговых платежей).

Значение природно-ресурсного сектора для экономики России велико не только с точки зрения текущего наполнения бюджета (доходная база в большой степени формируется за счет добычи и экспорта сырьевых ресурсов), но и для выполнения стратегических задач развития страны. Именно этим объясняется значительный интерес к проблемам налогообложения отраслей, работающих в данном секторе.

Формирование адекватной системы регулирования добычи полезных ископаемых возможно на основе гибкого подхода к налогообложению, который позволяет получить значительные выгоды и государству, и недропользователям (Таблица 3).

Таблица 3 - Выгоды и издержки применения гибких подходов к налогообложению добычи полезных ископаемых

Выгоды

Издержки

Для государства

1. Прирост бюджетных доходов

1. Разработка гибкого налогообложения

2*. Рост добычи для малорентабельных объектов

2*. Мониторинг освоения и добычи полезных ископаемых

3*. Поддержка пользователей недр при низких ценах

3*. Контроль обоснованности затрат

4*. Налоговое стимулирование малых компаний

Для пользователей недр

4. Измерение производственных показателей

5. Раздельный учет по объектам добычи

Страницы: 1 2 3 4 5