Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Развитие налогообложения нефтепродуктов в России

Страница 1

Выделены основные этапы решения задачи использования нефтяного сектора для обеспечения экономического роста РФ: проблема рентных отношений в природопользовании в СССР, реформа 1965-1971 гг., основой которой стало введение рыночных регуляторов, прежде всего, прибыли и рентабельности, в плановую экономику. Что касается периода 1991 г. - 1999 г., в были исследованы модели долгосрочного экономического развития, принадлежащие Е.Т. Гайдару и С.Ю. Глазьеву. Достаточных инвестиций для развития отечественной нефтяной отрасли эти модели не предполагали, как не предполагали оптимального соотношения ценовых пропорций на внутренние и внешние энергоносители, в частности на нефть, являющиеся движущей и определяющей силой экономического развития.

Между тем, приведем исторические факты. По оценке доктора экономических наук В.Н. Косторниченко, период с 1872 г. (отмена правительством откупной системы на закавказских нефтепромыслах) по 1914 г. был периодом притока капитала в нефтяную отрасль. Государственная налоговая политика (отмена акциза на керосин, высокий тариф на ввозимую из-за рубежа нефть) привела к увеличению капиталовложений в нефтяную отрасль. На разрешении проблемы вывоза бакинской нефти построила свою стратегию нефтяная компания братьев Нобелей. С 1886 г. участие в развитии отрасли в форме прямых иностранных инвестиций принимал французский банкирский дом «Братья Ротшильд», купивший акции Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества. В 19 веке возрастающая прибыльность российского нефтяного бизнеса обусловила дальнейшее увеличение иностранного капитала в нефтяной отрасли. В период с 1991 г. по 2003 гг. ни национальный, ни иностранный капиталы не инвестировали в нефтяную отрасль. По оценке председателя совета Союза нефтегазопромышленников России Ю. Шафраника, объем прямых инвестиций в нефтегазовую отрасль необходимо было бы увеличить в 8 раз, до 40 млрд. долл. В период с 1991 г. по 1999 г. были сделаны две ошибки в области налогообложения. Первая: создание стимулов, направленных на изъятие прибыли, а не на достижение благосостояния. Вторая: не были использованы позитивные достижения, которые оставила после себя советская эпоха.

В современном периоде 2000-2008 гг. Министром финансов РФ

А.Л. Кудриным была разработана модель ненефтегазового баланса бюджета России. В модели при расчете несырьевого (ненефтегазового) бюджета выделяются доходы бюджетной системы, связанные с изъятием в бюджет природной ренты, возникающей при добыче и реализации нефти и природного газа, управление которыми осуществляется в особом режиме, остальные доходы рассматриваются как общие. Общие доходы учитываются при формировании бюджета в стандартном режиме.

Дан анализ основных систем налогообложения нефтяного сектора в экономиках разных стран. Фискальные соглашения, встречающиеся в мировой практике, делятся на два основных типа: концессионные системы («роялти + налоги», «Р+Н») и контрактные системы (СРП). Главным различием между ними является вопрос собственности. В настоящее время в основном используются контрактные соглашения и системы налогообложения нефти с гибкими условиями. Самый распространенный метод создания гибких систем налогообложения нефти и контрактных соглашений состоит в применении скользящих шкал, таких, что подрядчик получает меньше прибыльной нефти по мере роста добычи. Условия разработки больших и малых месторождений уравниваются при помощи скользящих шкал. В собраны данные анализа сервисных контрактов с риском и сервисных контрактов без риска, систем, основанных на R - факторе, данные анализа финансового потока в концессионной системе «роялти + налоги», финансового потока в системе СРП. Приведены показатели, позволяющие проанализировать раздел продукции: фактическая или эффективная ставка роялти (защищенный доход) EER; доступный валовой доход AGR.

На основе анализа топливно-энергетических ресурсов РФ, налоговых поступлений от финансовых потоков нефтяной отрасли в различных макроэкономических периодах развития России, анализа основных систем налогообложения нефтяного сектора в экономиках развитых стран, обоснована необходимость совершенствования действующей российской системы налогообложения нефтедобывающей отрасли.

Страницы: 1 2