Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Регулирующая финансовая политика

Страница 1

До начала Первой мировой войны экономическая наука, придерживаясь в целом принципа свободы предпринимательства, выступала против вмешательства государства и его финансов в экономику страны.

Бурное развитие производительных сил поставило перед государством вопрос об изменении подхода к финансовой политике. Регулирование производства и распределения стало осуществляться уже в годы Первой мировой войны. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. Этот процесс усилился в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике.

В её основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса, возникшая как потребность капиталистического производства в государственном регулировании. Кейнсианские рекомендации с различными модификациями использовались на практике многими государствами в течение длительного периода. В основе финансовой концепции Дж. Кейнса положена идея "эффективного спроса".

Он выступил со своей теорией, изложив её в работе "Общая теория занятости, процента и денег". В данной работе обосновывается необходимость вмешательства государства в экономику в условиях обобществления капитала и труда. Основными инструментами такого вмешательства в циклическое развитие экономики должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Их формирование, структура и рост являются важным фактором достижения "эффективного спроса". Рост государственных расходов за счёт налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить увеличение национального дохода, а также ликвидировать безработицу. Для достижения этой цели государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

Особое значение Дж. Кейнс отводил налогам и их воздействию на основной "психологический закон", согласно которому люди склонны увеличивать своё потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведёт к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос либо путём увеличения своих расходов за счёт налоговых поступлений, займов, либо стимулировать частные инвестиции разными методами.

Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях монополизации производства.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

Последователи Д. Кейнса в 1950-1960 гг. внесли в его теорию динамичный элемент, что дало возможность создать теорию экономического роста.

Важное место в ней заняла финансовая концепция, разработанная экономистами многих стран (С. Харрис, Ф. Неймарк, Ф. Перру). Сущность их теории сводилась к изменениям в государственных доходах и расходах в целях сбалансированного экономического развития.

Неокейнсианцы отстаивали идею "дефицитного финансирования" как способа достижения эффективного спроса. Они доказывали необходимость больших государственных затрат, не считаясь с ростом государственного долга. Однако огромные бюджетные дефициты вынудили определённую группу экономистов (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и др.) по-новому решать проблему бюджета. Они отстаивали теорию "циклического балансирования бюджета", то есть приспособления доходов и расходов бюджета к экономическому циклу. Государство должно покрывать дефициты бюджета, возникшие в период кризиса, излишками, образовавшимися в периоды подъёма экономики. Следуя этим рекомендациям, правительства ряда капиталистических стран создали специальные фонды циклического регулирования.

Страницы: 1 2