Посетители

Местные бюджеты

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. подробно...

Классическая финансовая политика

Страница 1

С развитием государства изменяется и тип финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих классов и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Всё это обеспечивает сохранение и развитие соответствующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить три её основных типа:

v классическая;

v регулирующая;

v планово-директивная.

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический её вариант. [13, с.35-36]

На заре развития капитализма во всех экономических теориях финансовые концепции занимали важное место. О влиянии государственных расходов, налогов, кредита и в целом бюджета на экономику писали все исследователи классической политической экономии.

Основателем финансовой науки является А. Смит. В своём фундаментальном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" он впервые разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде. По его определению, производительный труд - это труд, который обменивается непосредственно на капитал, а непроизводительный труд - на доход, то есть зарплату и прибыль. Исходя из этой теоретической посылки А.Смит (а вслед за ним и Д. Рикардо) дал характеристику основным категориям (расходам и доходам государства). Он доказывал, что весь или почти весь государственный доход, полученный за счёт налогов, расходуется непроизводительно. Поэтому государственные расходы сокращают возможности накопления капитала и роста национального дохода. Отсюда его отрицательное отношение к налогам. Вывод А.Смита состоит в том, что необходимо уменьшить затраты государства, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил.

Критикуя политику государственных расходов, А. Смит признавал, что определённая их доля необходима, поскольку они осуществляются для охраны общих условий производства. Большое внимание уделено в его теории вопросу налогов. Он сформулировал 4 основных принципа целесообразной организации налогообложения (налоги уплачиваются в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены; время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика; обеспечиваются минимальные издержки при сборе налогов).

Смитовская налоговая концепция была подчинена одной главной цели стимулированию накопления капитала и ускорению развития производительных сил.

Те же в целом взгляды отстаивал и Д. Рикардо в своём главном труде Начала политической экономии и налогового обложения. Исходя из теории трудовой стоимости, он считал, что все налоги неизбежно влияют либо на капитал, либо на доход. Если они взимаются с капитала, то, следовательно, уменьшают фонд, предназначенный для содержания производительного труда. При оплате налогов с дохода сокращается накопление капитала, либо снижается потребление налогоплательщика. Налоги на предметы первой необходимости, вызывая рост цен, падают на потребителя в пропорции гораздо более высокой, чем количество потребляемых ими товаров. По мнению Д. Рикардо, любые налоги на товары и заработную плату влекут за собой увеличение заработной платы и вызывают понижение прибыли, хотя и не в одинаковой степени.

В связи с этим он сделал вывод, что налоги в целом являются «великим злом». С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов понижается потребление народа, что в конечном счете отражается на производстве. Поэтому задача правительства - поощрять накопление капитала. Оно не должно облагать прибыль, чтобы не уменьшить будущее производство страны.

Классическая буржуазная политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо во многом определила концепцию экономической политики по отношению к государственным расходам и налогам. С конца XVIII и начала XIX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса - буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. Следствием этого было некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.

Страницы: 1 2